Бродячие собаки на улицах наших городов давно уже никого не удивляют. Поодиночке и стаями они попадаются буквально на каждом шагу, облаивают проезжающих велосипедистов, детвору и ухоженных домашних питомцев. Завидев такую стаю, одни ругают человеческую жестокость, другие обвиняют в бездействии власти, третьи призывают к поголовному истреблению. Но все сходятся в одном: проблема существует, и с каждым годом становится острее. «Репортер» решил выяснить, как обстоят дела с контролем над четвероногими в Одессе.
Удастся ли сократить популяцию
Согласно неофициальным данным, в пределах городской черты Одессы насчитывается около 50 тысяч бездомных собак. Причем, по наблюдениям сотрудников приюта для бездомных животных на Овидиопольской дороге, за последние два года количество бродячих «братьев наших меньших» в городе резко возросло. Директор заведения Ирина Наумова рассказала, что за пять лет работы в приюте стерилизовали и привили от бешенства более 25 тысяч бродячих животных. Благодаря усилиям работников заведения в Одессе практически нет собак с кожными заболеваниями. По мнению Ирины Наумовой, в течение нескольких лет основная масса бездомных собак в городе будет стерилизована. Это единственный гуманный путь сокращения их популяции, но он долговременный, и за эти годы на улицах окажутся сотни новых – выброшенных хозяевами, потерявшихся, новорожденных щенят и котят. Поэтому работники приюта призывают одесситов стерилизовать своих домашних питомцев. Данная процедура в нашем обществе является единственным надежным способом контролировать рост количества уличного зверья.
Кризис человечности
С началом экономического кризиса одесситы стали чаще привозить брошенных собак и кошек в приют. «Раньше к нам в основном поступали бродячие собаки; редкостью было увидеть породистого пса. В настоящее время число поступающих в приют потомственно уличных собак и бывших хозяйских псов примерно одинаковое», - рассказывает Ирина Наумова. Работники приюта делят бездомных собак на две категории: первая – потомственно уличные собаки, вторая – домашние животные, которые в силу каких-то обстоятельств оказались на улице. «Зимовка для первой категории животных не представляет никакой трудности. Уличные собаки прекрасно приспосабливаются к любым климатическим условиям, они находят и обустраивают себе жилище, поиск пищи также не является для них проблемой. А вот бывшим домашним питомцам приходится несладко. Они не знают, где приткнуться, как найти еду, после домашних условий им сложно адаптироваться на улице. Такой категории животных приходится сложнее всего», - поясняет директор приюта.
Вылечили, привили – а дальше?
Вопрос борьбы с бродячими животными как бичом больших городов давно назрел, и приюты – не выход из положения. Задача приюта – дать животному временное укрытие, вылечить, стерилизовать, сделать прививки. А дальше? «Долголетняя практика показывает, что потомственно бездомные собаки просто ненавидят приюты, – уточняет Ирина Наумова. - Для них приют является тюрьмой. Хотя наши сотрудники создают животным все условия, свободу им заменить ничто не может. Невзирая на обилие еды, комфортные условия проживания, они хотят вернуться в привычную среду обитания». Бывшим домашним собакам также не подходят условия приюта, ведь они привыкли к теплу, к мягким диванам. А здесь – неотапливаемые каменные вольеры, которые только защищают от ветра, снега и дождя.
Вице-президент Одесского союза животных Ирина Момот по-своему видит выход из положения, - ведь, говорит она, мир не без добрых людей. Бездомные собаки и кошки в каждом одесском дворе живут, и гуманно поступают те, кто обустраивает им пристанища в подвалах и подъездах. «Люди обшивают будки линолеумом, настилают ковры для большего комфорта своих любимцев, - говорит Ирина Момот. - Знаю случай, когда семья одесситов сделала мини-приют из своей загородной дачи. Опекуны собирают больных, потерявшихся животных и оказывают им всевозможную помощь».
Запрет или отмазка?
Не менее сложной, чем сокращение популяции, проблемой является захоронение умерших четвероногих. На вопрос, что делать с мертвым тельцем любимого пёсика, коммунальные службы ответа не дают. Действительно, наши законы не предусматривают звериных кладбищ, зато предусматривают запрет «выбрасывать трупы собак, кошек и других животных или хоронить их в не предназначенных для этого местах». При этом «предназначенных мест» в Одессе нет, - похоже, городские власти считают животных бессмертными. Приют, подаренный нам немцами, кремирует своих подопечных, но со стороны останки на утилизацию туда не берут. Вот и расплодились в парках и скверах стихийные собачьи кладбища. Люди, которые хоронят здесь своих питомцев, не задумываются над тем, насколько опасны разлагающиеся трупы животных в таких общедоступных местах. «Хоронить животных в парках недопустимо, - предупреждает врач отдела особо опасных инфекций областной СЭС Владимир Рынгач. - Эти бесконтрольные захоронения представляют эпидемическую угрозу, ведь за ними не следит ветеринарная служба; да и сложно выяснить, от чего умер тот или иной питомец». Женщина с таксой на поводке на вопрос насчет собачьих пантеонов в парке Победы возмутилась: «Нельзя! Я своего кота Мотю отвезла подальше за город, в посадку… Труп могут выкопать собаки или крысы, а тут дети гуляют…» КП «Горзелентест», ответственное за санитарное состояние зеленых зон, тоже ярый противник захоронений в парках, но заявляет, что контролировать этот процесс невозможно. «Наши сотрудники не могут дежурить в парках днем и ночью и наблюдать, не зарывает ли кто-то своего питомца. Конечно, мы находим эти могилы, но иногда мы бессильны. Вот, например, чтобы поднять мемориальную плиту собаке Ришар весом не менее 3 тонн, нам нужно пригнать специальную машину», - разводит руками сотрудник КП.
Печаль без границ
Естественное желание позаботиться о родном существе даже после его смерти у некоторых одесситов переходит все разумные границы. Хоронить людей и животных вместе не позволяют моральные нормы; а вот ставить животным надгробия с крестами, как оказалось, позволяют! Собачьи могилки с памятниками и оградками можно увидеть на стихийных кладбищах домашних животных, которые постепенно заполняют парк Победы, скверы в районе аэропорта и напротив 2-го Христианского кладбища. «Такое поведение людей – это надругательство над святыней. Испокон веков крест для всех православных символизирует страдания Иисуса Христа за грехи человечества…», - говорит пресс-секретарь Одесской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата отец Сергий Лебедев. В православной традиции крест на могиле символизирует воскрешение из мертвых. Поэтому с позиций христианской веры такое отношение к умершим животным - кощунство. Не странно ли, что поступают так сами же христиане?
Понятно, что гибель четвероногого друга, фактически члена семьи, - это стресс, и похоронить питомца «по-человечески» просто необходимо. Как совместить это с Правилами содержания животных в Одессе, которые не предусматривают возможности даже элементарно закопать трупик? И решится ли вопрос с появлением кладбищ и крематория для животных? Вряд ли. Хозяева собак беспрепятственно нарушают все уже имеющиеся пункты муниципальных правил их содержания: берут на пляжи, выгуливают в парках и скверах, выпускают на прогулку с маленькими детьми. А некоторые, наигравшись, выбрасывают на улицу – кормить, мол, не на что… Можно сколько угодно рассуждать о падении культуры и духовности, но проблема сосуществования людей и животных в городе от этого не исчезнет. Кто-то готов лающего под окном пса чуть ли не на шаурму пустить, кто-то донимает соседей блохастыми матрасиками на лестничных клетках, а кто-то, бросаясь в другую крайность, устраивает пышное захоронение рядом с ночующими в парке бомжами. И все они обвиняют друг друга в равнодушии, демонстрируя при этом равнодушие прежде всего к собратьям по человеческому общежитию.